12:28
4 основные бизнес-модели e-grocery

E-grocery — это онлайн-продажа товаров повседневного спроса: продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д..,  другими словами FMCG-ассортимента.

В российском сегменте e-grocery присутствуют 4 основные бизнес-модели:

Модель дарксторов

Даркстор (от англ. dark — «тёмный» и store — «магазин») — это магазин-склад, который выдаёт товары для онлайн-покупок и недоступен для обычных покупателей. Вместо посетителей по залам перемещаются сотрудники, собирающие заказ клиентов.

Это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Там лишь собирают заказы для доставки.

Например, так работают «Самокат» и «Яндекс.Лавка».

Такие сервисы доставят заказ за 15–30 минут. Как правило, чтобы обеспечить такую скорость доставки, компании строят дарксторы в разных микрорайонах. В большинстве сложно найти место для большого даркстора, поэтому ассортимент таких сервисов ограничен.


Модель маркетплейсов с собственной доставкой

Это сервисы «СберМаркет», Delivery Club, «Яндекс.Еда». Их делят на два типа.

1) сервис доставки, например Delivery Club, лишь доставляет товары из небольших магазинов «у дома», а заказ собирает сам магазин. 

2) товары доставляют по расписанию гипермаркетов. Как правило, такие заказы состоят из большого списка продуктов, а чек выше среднего. Например, это недельный запас продуктов. 

В таком случае доставка занимает больше времени, а заказ в магазине собирают сотрудники маркетплейса.

 

Модель Click&Collect

То есть самовывоз. Покупатель добавляет в онлайн-корзину нужные товары, выбирает время самовывоза из офлайн-магазина и забирает заказ по пути домой. Особенность такого формата — предзаказ алкоголя: его тоже можно заранее положить в корзину, а оплатить на отдельной кассе ретейлера.

Объединенная компания Wildberries и Russ запустила в декабре 2024 в тестовом режиме модель продаж алкоголя по модели Click&Collect

 

Офлайн-ретейлеры, развивающие онлайн-направление

Основные представители — это Х5 Retail Group, «Вкусвилл».

Здесь тоже есть варианты: компании организовывают доставку и из своих обычных розничных магазинов, и из распределительных центров.

Результаты яркого рынка Х5 Retail  за 2024 год смотрите на скрине.

 

Какие перспективы на 2025 год?

Российский рынок e-grocery по итогам 2025 года вырастет на 33% год к году до 1,7 трлн руб., прогнозируют аналитики Data Insight. В заказах рынок продемонстрирует схожую динамику – плюс 30% год к году до 1 млрд заказов.

Средний чек по итогам 2025 года составит примерно 1 535 руб. Это всего на 2% выше, чем в 2024 году.

Крупные игроки сегмента из-за начавшегося в Москве замедления роста рынка онлайн-доставки FMCG-ассортимента стали наращивать плотность заказов в регионах и продолжали экспансию в новые города.

 

Просмотров: 146 | Добавил: irina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Другие материалы блога:

Почему я против публичных бизнес-разборов
Почему я против публичных бизнес-разборов [06.04.2025] Просмотров: 107

Сейчас этот формат "развлечения" аудитории очень популярен. Я вчера сама присутствовала на подобном и даже давала обратную связь предпринимателю, которого разбирали.

Но! На мой взгляд, это не был тот самый "честный разговор", тема про который также сейчас начала читать в обществе. ... Читать полностью



7 шагов успешного масштабирования бизнеса
7 шагов успешного масштабирования бизнеса [11.02.2025] Просмотров: 87

Масштабирование компании – это важный этап в развитии любого бизнеса, который может привести к значительному увеличению прибыли и расширению рынка.

Однако без должного планирования и понимания рисков, этот процесс может привести к финансовым потерям и даже банкротству. ... Читать полностью



Комплексная оцифровка бизнеса
Комплексная оцифровка бизнеса [08.04.2025] Просмотров: 102

4 составляющих бизнеса, оцифровка которых даёт комплексный взгляд:

  • финансы,
  • сотрудники,
  • бизнес-процессы,
  • клиенты.

Такая оцифровка является пусковым механизмом качественных изменений бизнеса. ... Читать полностью



Почему мы сперва делаем хе*ню, а потом жалуемся на то, что получилось?
Почему мы сперва делаем хе*ню, а потом жалуемся на то, что получилось? [27.05.2025] Просмотров: 63

Большинство действий, которые делает человек не ведут его к желаемой цели, если эта цель четко не определена и не декомпозирована. Именно из этой декомпозированной цели вытекают ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, которые и ведут к желаемому, а сам человек не распыляется на ненужные действия.... Читать полностью



Мини-практикум по настройке работы управленцев в бизнесе
Мини-практикум по настройке работы управленцев в бизнесе [30.04.2025] Просмотров: 126

Одной из отличительных характеристик успешного управленца является то, что он в меньшей степени работает с настоящим и в большей - С БУДУЩИМ. Иными словами, он сконцентрирован на "предотвращении пожара", а не на регулярном "тушении огня". ... Читать полностью



Почему не работает оцифровка бизнеса?
Почему не работает оцифровка бизнеса? [27.05.2025] Просмотров: 68

С таким вопросом сегодня был предприниматель на консультации. Ну вот вроде и оцифровка бизнеса есть, и отчёты ведутся регулярно, но все как-то искусственно натянуто. ... Читать полностью



Правила создания системы аналитики и отчетности в бизнесе
Правила создания системы аналитики и отчетности в бизнесе [04.02.2025] Просмотров: 95

 1) Делайте управленческие отчёты простыми, до крайнего простыми. Уважайте время пользователя. 

 2) Для разных отчётов должен быть разный уровень доступа для сотрудников. ... Читать полностью



Люди не готовы платить за результат
Люди не готовы платить за результат [29.05.2025] Просмотров: 59

В прошлом году я поняла ключевой момент своей работы:

Люди не готовы платить за результат.

Они хотят платить за процесс, хотя все дружно утверждают обратное.

Потребление инсайтов - очень приятная дофаминовая штука, и огромное большинство людей часто туда убегают, чтобы не сталкиваться с реальностью. ... Читать полностью



Не забывайте регулярно сверяться со своей целью
Не забывайте регулярно сверяться со своей целью [03.04.2025] Просмотров: 110

❗️ВАЖНО! Стратегия многих бизнес-экспертов в этом году - отдать максимально много пользы в бесплатном формате, поэтому возникает огромный соблазн все внедрять и за ним следует опасность "как бы не утонуть в этом море пользы".... Читать полностью



Главная идея бизнеса - потакать лени клиентов
Главная идея бизнеса - потакать лени клиентов [08.04.2025] Просмотров: 120

Пока я готовлю презу и записываю очередное видео для Ютуба, предлагаю поразмышлять на тему, что «лень - двигатель прогресса».

Честно признаюсь, что идею стащила с канала по ТРИЗ, но мне так хочется и вас вовлечь в подобные размышления.... Читать полностью