E-grocery — это онлайн-продажа товаров повседневного спроса: продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д.., другими словами FMCG-ассортимента.
В российском сегменте e-grocery присутствуют 4 основные бизнес-модели:
Модель дарксторов
Даркстор (от англ. dark — «тёмный» и store — «магазин») — это магазин-склад, который выдаёт товары для онлайн-покупок и недоступен для обычных покупателей. Вместо посетителей по залам перемещаются сотрудники, собирающие заказ клиентов.
Это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Там лишь собирают заказы для доставки.
Например, так работают «Самокат» и «Яндекс.Лавка».
Такие сервисы доставят заказ за 15–30 минут. Как правило, чтобы обеспечить такую скорость доставки, компании строят дарксторы в разных микрорайонах. В большинстве сложно найти место для большого даркстора, поэтому ассортимент таких сервисов ограничен.
Модель маркетплейсов с собственной доставкой
Это сервисы «СберМаркет», Delivery Club, «Яндекс.Еда». Их делят на два типа.
1) сервис доставки, например Delivery Club, лишь доставляет товары из небольших магазинов «у дома», а заказ собирает сам магазин.
2) товары доставляют по расписанию гипермаркетов. Как правило, такие заказы состоят из большого списка продуктов, а чек выше среднего. Например, это недельный запас продуктов.
В таком случае доставка занимает больше времени, а заказ в магазине собирают сотрудники маркетплейса.
Модель Click&Collect
То есть самовывоз. Покупатель добавляет в онлайн-корзину нужные товары, выбирает время самовывоза из офлайн-магазина и забирает заказ по пути домой. Особенность такого формата — предзаказ алкоголя: его тоже можно заранее положить в корзину, а оплатить на отдельной кассе ретейлера.
Объединенная компания Wildberries и Russ запустила в декабре 2024 в тестовом режиме модель продаж алкоголя по модели Click&Collect
Офлайн-ретейлеры, развивающие онлайн-направление
Основные представители — это Х5 Retail Group, «Вкусвилл».
Здесь тоже есть варианты: компании организовывают доставку и из своих обычных розничных магазинов, и из распределительных центров.
Результаты яркого рынка Х5 Retail за 2024 год смотрите на скрине.
Какие перспективы на 2025 год?
Российский рынок e-grocery по итогам 2025 года вырастет на 33% год к году до 1,7 трлн руб., прогнозируют аналитики Data Insight. В заказах рынок продемонстрирует схожую динамику – плюс 30% год к году до 1 млрд заказов.
Средний чек по итогам 2025 года составит примерно 1 535 руб. Это всего на 2% выше, чем в 2024 году.
Крупные игроки сегмента из-за начавшегося в Москве замедления роста рынка онлайн-доставки FMCG-ассортимента стали наращивать плотность заказов в регионах и продолжали экспансию в новые города.
|