12:28
4 основные бизнес-модели e-grocery

E-grocery — это онлайн-продажа товаров повседневного спроса: продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д..,  другими словами FMCG-ассортимента.

В российском сегменте e-grocery присутствуют 4 основные бизнес-модели:

Модель дарксторов

Даркстор (от англ. dark — «тёмный» и store — «магазин») — это магазин-склад, который выдаёт товары для онлайн-покупок и недоступен для обычных покупателей. Вместо посетителей по залам перемещаются сотрудники, собирающие заказ клиентов.

Это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Там лишь собирают заказы для доставки.

Например, так работают «Самокат» и «Яндекс.Лавка».

Такие сервисы доставят заказ за 15–30 минут. Как правило, чтобы обеспечить такую скорость доставки, компании строят дарксторы в разных микрорайонах. В большинстве сложно найти место для большого даркстора, поэтому ассортимент таких сервисов ограничен.


Модель маркетплейсов с собственной доставкой

Это сервисы «СберМаркет», Delivery Club, «Яндекс.Еда». Их делят на два типа.

1) сервис доставки, например Delivery Club, лишь доставляет товары из небольших магазинов «у дома», а заказ собирает сам магазин. 

2) товары доставляют по расписанию гипермаркетов. Как правило, такие заказы состоят из большого списка продуктов, а чек выше среднего. Например, это недельный запас продуктов. 

В таком случае доставка занимает больше времени, а заказ в магазине собирают сотрудники маркетплейса.

 

Модель Click&Collect

То есть самовывоз. Покупатель добавляет в онлайн-корзину нужные товары, выбирает время самовывоза из офлайн-магазина и забирает заказ по пути домой. Особенность такого формата — предзаказ алкоголя: его тоже можно заранее положить в корзину, а оплатить на отдельной кассе ретейлера.

Объединенная компания Wildberries и Russ запустила в декабре 2024 в тестовом режиме модель продаж алкоголя по модели Click&Collect

 

Офлайн-ретейлеры, развивающие онлайн-направление

Основные представители — это Х5 Retail Group, «Вкусвилл».

Здесь тоже есть варианты: компании организовывают доставку и из своих обычных розничных магазинов, и из распределительных центров.

Результаты яркого рынка Х5 Retail  за 2024 год смотрите на скрине.

 

Какие перспективы на 2025 год?

Российский рынок e-grocery по итогам 2025 года вырастет на 33% год к году до 1,7 трлн руб., прогнозируют аналитики Data Insight. В заказах рынок продемонстрирует схожую динамику – плюс 30% год к году до 1 млрд заказов.

Средний чек по итогам 2025 года составит примерно 1 535 руб. Это всего на 2% выше, чем в 2024 году.

Крупные игроки сегмента из-за начавшегося в Москве замедления роста рынка онлайн-доставки FMCG-ассортимента стали наращивать плотность заказов в регионах и продолжали экспансию в новые города.

 

Просмотров: 170 | Добавил: irina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Другие материалы блога:

Про воронку продаж для финансистов и бизнес-экспертов
Про воронку продаж для финансистов и бизнес-экспертов [04.08.2025] Просмотров: 8

Итак, если у вас нет финансового или другого агентства, где исполнители выполняют обязательства перед клиентами и вы, как владелец, обязаны их обеспечить работой, то никакую сложную воронку продаж вам не нужно создавать.... Читать полностью



Тезисы для успешного баланса жизни предпринимателя
Тезисы для успешного баланса жизни предпринимателя [05.04.2025] Просмотров: 113

Тезисы для успешного баланса жизни предпринимателя:

1) в бизнесе часто возникают страхи РОСТА: если вырасту, то станет небезопасно мне и моей семье. Почему-то идею расти в бизнесе воспринимают как обязательную. Но! Иногда можно НЕ РАСТИ. Например, если выделить время заняться вопросами безопасности бизнеса, формирования управляемой системы. ... Читать полностью



Не забывайте регулярно сверяться со своей целью
Не забывайте регулярно сверяться со своей целью [03.04.2025] Просмотров: 119

❗️ВАЖНО! Стратегия многих бизнес-экспертов в этом году - отдать максимально много пользы в бесплатном формате, поэтому возникает огромный соблазн все внедрять и за ним следует опасность "как бы не утонуть в этом море пользы".... Читать полностью



Почему я против публичных бизнес-разборов
Почему я против публичных бизнес-разборов [06.04.2025] Просмотров: 118

Сейчас этот формат "развлечения" аудитории очень популярен. Я вчера сама присутствовала на подобном и даже давала обратную связь предпринимателю, которого разбирали.

Но! На мой взгляд, это не был тот самый "честный разговор", тема про который также сейчас начала читать в обществе. ... Читать полностью



Срочно избавляйтесь от участков промежуточного складирования в бизнесе
Срочно избавляйтесь от участков промежуточного складирования в бизнесе [04.02.2025] Просмотров: 89

В нише производство в неоцифрованном бизнесе всегда есть участок, где может скапливаться полуфабрикат, какие-то запасы, заготовки вспомогательные материалы, отходы, обрезки и даже деловая пыль. ... Читать полностью



Как правильно оцифровать бизнес, чтобы он вырос
Как правильно оцифровать бизнес, чтобы он вырос [03.08.2025] Просмотров: 8

С какими запросами на обучение в нашу школу приходят эксперты, которые оказывают услуги построения фин чёта и оцифровки бизнеса. Самый распространенный запрос вот такой:

 

"Моя цель уметь правильно начинать работу с клиентом, как правильно оцифровать бизнес, чтобы начать работу, показать текущий результат, выстроить стратегию для развития. Куда нужно смотреть, на что обращать внимание." ... Читать полностью


Почему не работает оцифровка бизнеса?
Почему не работает оцифровка бизнеса? [27.05.2025] Просмотров: 182

С таким вопросом сегодня был предприниматель на консультации. Ну вот вроде и оцифровка бизнеса есть, и отчёты ведутся регулярно, но все как-то искусственно натянуто. ... Читать полностью



Комплексная оцифровка бизнеса
Комплексная оцифровка бизнеса [08.04.2025] Просмотров: 110

4 составляющих бизнеса, оцифровка которых даёт комплексный взгляд:

  • финансы,
  • сотрудники,
  • бизнес-процессы,
  • клиенты.

Такая оцифровка является пусковым механизмом качественных изменений бизнеса. ... Читать полностью



Люди не готовы платить за результат
Люди не готовы платить за результат [29.05.2025] Просмотров: 176

В прошлом году я поняла ключевой момент своей работы:

Люди не готовы платить за результат.

Они хотят платить за процесс, хотя все дружно утверждают обратное.

Потребление инсайтов - очень приятная дофаминовая штука, и огромное большинство людей часто туда убегают, чтобы не сталкиваться с реальностью. ... Читать полностью



Про воронку продаж для финансистов и бизнес-экспертов
Про воронку продаж для финансистов и бизнес-экспертов [21.07.2025] Просмотров: 58

Итак, если у вас нет финансового или другого агентства, где исполнители выполняют обязательства перед клиентами и вы, как владелец, обязаны из обеспечить работой, то никакую сложную воронку продаж вам не нужно создавать. ... Читать полностью